Любопытная технология разработана группой инженеров "Ё" для АвтоВАЗа
– небольшая, несложная и недорогая доработка превратит "Калины,"
"Приоры," "Самары" и "Лады" в полуавтоматы и полуэлектромобили!На
прошедшей 13 декабря презентации новой российской автомобильной марки
под названием "Ё-мобиль" были представлены не только технологии,
входящие непосредственно в состав "Ё", но и некоторые интересные
сторонние разработки. Одна из таких — электромотор, разработанный
специально для апгрейда стандартных вазовских двигателей.
Что это
и для чего нужно? Давайте разберемся по порядку.
В стандартном
варианте автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и ручной коробкой
передач схема такая.
На валу мотора расположен маховик, к маховику
крепится сцепление, через сцепление коленчатый вал двигателя соединяется
с коробкой передач и далее — с ведущими колесами. Также на двигатель
навешены стартер для запуска и генератор для снабжения
электрооборудования автомобиля током.
Все это хорошо знакомая
классическая система, применяемая на моделях ВАЗа и сотнях моделей
прочих автобрендов.
Что предлагают инженеры группы "Ё"? Они
разработали компактный, но мощный электромотор, представляющий собой
диск-"блин" диаметром с маховик жигулевского двигателя, только потолще.
Этот мотор устанавливается на обычный серийный вазовский бензиновый
двигатель ВМЕСТО МАХОВИКА. Изменения конструкции штатной силовой
установки ВАЗа минимальны: двигатель тот же, сцепление то же, та же и
коробка передач. Вот только исчезают стартер и генератор, а езда на
"Калине" становится похожа на езду на машине с автоматической коробкой
передач.
Стандартный вазовский мотор в "Ё-версии" — с
установленным вместо маховика электродвигателем
Как это работает?
Электромотор выполняет сразу три функции:
1. Выполняет роль
стартера — запускает бензиновый двигатель;
2. Выполняет роль
генератора — вращаясь, вырабатывает ток;
3. И самое интересное,
автоматически включается в нужное время, как мотор, суммируя свою
мощность с мощностью бензинового двигателя.
Электрический мотор
включается в работу в двух режимах: при трогании с места и при
интенсивном ускорении — например, при обгоне.
Все прекрасно знакомы с
методом набора скорости машины с ручной КПП: мы трогаемся на первой
передаче (с максимальным передаточным числом), постепенно переходя на
более высокие передачи (с меньшим передаточным числом). В принципе,
реально тронуться и со второй, но это сложнее и не слишком полезно для
мотора — нагрузка избыточна. Стартовать с третьей или четвертой передачи
чаще всего и вовсе невозможно — мощности двигателя просто не хватает. В
итоге мы имеем то, что имеем — необходимость переключать передачи в
городском режиме почти непрерывно, сотни раз за поездку. И бороться с
этим можно только одним способом — приобретать автомобиль с
автоматической трансмиссией, значительно более дорогой и требовательной к
условиям эксплуатации.
Но есть и промежуточный вариант, обладающий
стоимостью ручной КПП и почти что удобством автомата — установка в
комбинацию обычного мотора и обычной КПП дополнительного мотора вместо
маховика. При трогании с места электронный блок подключает к бензиновому
мотору электрический, который увеличивает тягу на малых оборотах и
позволяет трогаться с третьей (!) передачи, в два-три раза уменьшая
количество выжимов сцепления и переключений рукоятки в городском режиме.
Машина, конечно, не становится автоматом, но если при традиционной
схеме движения в городе от старта до остановки происходит три-четыре
переключения, то с тандемом двух моторов достаточно одного. Плюс из-за
уменьшения количество перегазовок при переключениях заметно снижается
расход топлива.
В режиме же прямого и равномерного движения на
четвертой-пятой передачах электромотор не плюсует свою мощность к
бензиновому, а работает в качестве генератора. Однако же электронный
блок управления отслеживает интенсивные ускорения (например, при
обгоне), и самостоятельно включается в работу и на высоких передачах,
добавляя машине прыти и динамики. При этом никакого принудительного
подключения электродвигателя нет, не появляется никаких лишних кнопок,
не нужно ни о чем задумываться: электронный блок управления сам знает,
когда включить электромотор в режиме генератора, когда — в режиме
двигателя.
P.S. Основное достоинство такой системы в том, что она
малой кровью позволит придать новые свойства традиционной комбинации
ДВС и ручной КПП — без изменений в конвейере и с МИНИМАЛЬНЫМ УВЕЛИЧЕНИЕМ
СТОИМОСТИ. Да, в составе машины появляются две новые и недешевые детали
— мотор и электронный блок управления. Но при этом исчезают
классические стартер и генератор, в немалой степени компенсируя затраты
для конечной стоимости автомобиля.
Пока никакой информации о
каких-либо сроках начала внедрения этой технологии нет, но хотелось бы
верить, что идея инженеров "Ё" все же будет реализована на тольяттинских
автомобилях.