Поиск:
Витрина ссылок
ремонт айфон ижевск Купить ссылку(Цена: 1 руб.)
Лучшие Файлы
Статистика сайта
Статистика онлайн пользователей:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сейчас онлайн:
Пользователей нету
Сегодня нас посетили:
Наши партнеры

Главная » Файлы »

Высокое недоверие
Причина бедности и отсталости национальной экономики - в колоссальном уровне недоверия бизнеса ко всем институтам украинской власти.
Три года назад западноукраинский мультимиллионер Игорь Еремеев в беседе с Корреспондентом сказал: "В мире нет дефицита денег, в мире есть дефицит идей". И хотя с того времени многое изменилось, формула Еремеева неизменна. Дефицита денег в мире нет. Перед крупными и средними инвесторами все так же остро стоит задача, куда вложить свободные тонны долларов.

По данным ООН, пять крупнейших государственных инвестфондов арабского мира - дубайский, кувейтский, катарский, саудовский и ливийский - суммарно управляют более чем $ 1,2 трлн. Но, например, из $ 70 млрд фонда Libyan Investment Authority в Украину вошло только $ 100 тыс. - и это было в лучшие для Ливии времена, до начала ее политического кризиса. В результате родное отечество получило от вполне состоятельного фонда инвестиций в размере стоимости двухкомнатной квартиры на вторичном рынке жилья в спальном районе Киева.

В это время заплаканная Украина стоит на обочине цивилизации, напевая старый мотивчик: "Извините, что я, такая молодая, к вам обращаюсь". Но иностранные инвесторы, кажется, не замечают восточноевропейское государство, способное вместить на своей территории две Польши или штук 20 Бельгий.

Объем прямых иностранных инвестиций за 20 лет независимости Украины - всего-то $ 45 млрд. Приблизительно столько же привлекла Словакия, страна с населением как Донецкая область и с микроскопической, по сравнению с Украиной, промышленностью.
Нельзя сказать, что украинская власть не старается произвести впечатление на мировую буржуазию. Государство время от времени притворяется аграрным клондайком планеты, транзитным узлом Европы, колыбелью славянской культуры.

Но деньги все равно обходят Украину стороной. Тому есть 100 тыс. причин. Я назову одну, на мой взгляд, главную: девальвация доверия. Причем на этот печальный результат работало нынешнее руководство страны, их предшественники и предшественники предшественников.

Вероятно, у правительств и Юлии Тимошенко, и Николая Азарова были причины де-факто наложить запрет на международную торговлю украинским зерном. Например, во имя продовольственной безопасности. И, очевидно, у власти были причины заморозить возврат НДС. Дефицит бюджета - 15% от ВВП. Это очень много. Евростандарт не больше 3%. Но вот репутация страны-партнера, которая состоит из одних форс-мажоров, - это гораздо больнее, чем рост цен на хлеб. Потеря доверия бизнес-партнеров - это экономическая катастрофа.

Виктор Янукович накануне президентских выборов обещал малому и среднему бизнесу легкую жизнь и налоговые каникулы. Вместо этого мелкий бизнес нашел быструю смерть и фискальную инквизицию. Иностранным инвесторам обещан был теплый, субтропический бизнес-климат. В итоге - тотальная коррупция на таможне, срыв внешнеторговых контрактов.

Год назад, согласно результатам соцопроса R&B Group, уровень доверия населения к Президенту составлял 58%, к правительству - 50%. Как по украинским меркам, баланс положительный. Хорошее время для инноваций и реформ. Но Украина редко упускает возможность упустить возможность. В марте 2011 R&B Group сделала свежий замер. Теперь Президенту верят 30%, Кабмину - 20%. Колоссальный уровень разочарований.

Как результат, за последний год в страну не вошел ни один крупный инвестпроект. Разговоров много. Реальных сделок - ноль. И это даже несмотря на то, что в 2012-м Украина готовится принять футбольный чемпионат Европы. Подготовка к такому континентальному форуму в хорошее время привлекает миллиарды, в кислое - сотни миллионов долларов.

Доверие - это альфа и омега мирового капитализма. Следом за доверием исчезают деньги. Это правило практически не знает исключений. Когда в 2008 году мир накрыл невиданных размеров финансовый кризис, российский миллиардер Михаил Прохоров в своем блоге точно охарактеризовал ключевую причину коллапса. "С экономикой все хорошо, - писал в октябре 2008-го бизнесмен. - Но пропало доверие. Когда в системе банковской нет доверия, работать невозможно".

В книге сингапурского экс-премьер-министра Ли Куана Ю, которая называется Сингапурская история перехода из третьего мира в первый, слово "доверие" - наиболее часто встречаемый экономический термин. "Если бы я должен был описать одним словом, почему Сингапур преуспел, то этим словом было бы "доверие", - пишет автор экономического чуда самой маленькой и некогда беднейшей страны на юго-востоке Азии. - Именно доверие к нам позволяло иностранным инвесторам основывать свои фабрики и нефтеперегонные заводы в Сингапуре".
В Украине есть промышленность, банки и огромная, по меркам Европы, численность населения. Все есть. Доверия нет.

Где и как его раздобыть? Ли Куан Ю предупреждает в своих мемуарах: простых рецептов не бывает. При этом дает довольно простой рецепт: "История нашего финансового центра - это история того, как мы укрепляли доверие к Сингапуру как к месту, где бизнес ведется честно. Это история того, как мы воспитывали чиновников, обладающих знаниями и навыками".
Все гениальное просто. Свобода предпринимательства, компетентные и невороватые чиновники - основа доверия для капитала.

Впрочем, премьер-министр Украины, кажется, нашел свой путь. 23 марта на съезде Партии регионов Азаров сказал, что причина народного "неодобрямс" - в неправильной информационной политике. Экономические успехи в прессе освещаются вяло, критики врут и нагнетают страх. На самом же деле "жить стало лучше, жить стало веселей" - это прямая цитата Азарова полугодичной давности.

Этот урок политэкономии мы уже проходили. Еще недавно на карте мира была такая страна - СССР, где высоким доверием и ростом благосостояния каждый вечер кормили телезрителей информационной программы Время. Пропагандистский эфир потух, когда с полок магазинов исчезла последняя колбаса, макароны, сахар, спички и мыло. Затем испарилась и сама страна - вместе с ее информполитикой и руководящей ролью партии.
Спич Николая Яновича напомнил мне монолог киношного шефа гестапо Генриха Мюллера из фильма Семнадцать мгновений весны: "Сейчас никому нельзя верить, даже себе. Мне можно".

***

  • Просмотров: 267
  • Комментариев: 0
Вернуться
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администрация проекта не несет ответственности за публикуемые материалы.
Дизайн полностью принадлежит "Up-Rise.Ru".
Дизайн сайта разработал life_man.
© 2024 Сайт управляется системой uCoz.