Как упоительны на хонсю вечера
Не знаю как вы, а я в детстве, не испорченном компьютерами, очень любил играть в солдатиков – и даже сдавал молочные бутылки (те самые, с крышечками из фольги), чтобы на вырученные деньги прикупить пополнение коллекции. Эту железно-пластмассо-резиновую армию я разбивал на отряды со строгой субординацией и устраивал воображаемое побоище среди кубиков, обуви и прочего хлама, призванного изображать пересеченную местность. Кто-то из моих знакомых, даже повзрослев, продолжает тратить деньги на оловянные фигурки и их покраску – только теперь это проходит по разряду экзотических хобби с сопутствующей макулатурой про космодесантников. Ну а я давнюю страсть реализовал в компьютерных стратегиях.
Ранние RTS, при этом, нужных ощущений не обеспечивали – слишком мало в них давали воинов, ограничивая как их общее количество, так и размер отрядов. Что-то похожее на настоящие сражения обнаружилось только в Age of Empires 2: в одно подразделение можно добавить десятки солдат, после чего задать им строй и поведение, а люди не кажутся великанами на фоне зданий.
Ну а настоящее счастье наступило, когда я открыл для себя Total War. Тут имелось все, что только можно пожелать: сражения тысячных армий, влияние погоды, местности, боевого духа и усталости войск на их эффективность, да в придачу – глобальный режим в духе любимых пошаговых стратегий!
Сегодня Total War исполнилось уже 11 лет – кто бы мог подумать, что формула «глобальная карта плюс тактические сражения» окажется столь долгоиграющей и ничего похожего по размаху за все это время так и не появится. Сегодня уж – и подавно: ситуация на рынке очень сильно изменилась, и Shogun 2 – представитель исчезающего вида, одна из последних игр-мастодонтов, возможных только на PC. Кажется, уже все жанры перебрались на консоли, включая MMORPG и RTS, и лишь упрямые британцы долгие годы продолжают выпускать одну и ту же игру (и чем быстрее все забудут про Stormrise, тем лучше). Отметить юбилей своего детища в The Creative Assembly решили нетривиальным образом: воссоздать самую первую игру сериала, Shogun, с помощью современных технологий и добавить в нее все новшества, которые появились в ходе эволюции Total War. И именно отсюда произрастают как достоинства, так и серьезные проблемы новой стратегии.