В России может быть введено реальное наказание за оставление виновниками
мест ДТП. С такой законодательной инициативой выступил член комитета
Госдумы по транспорту, председатель свердловского отделения партии
«Справедливая Россия» Александр Бурков. Мера более чем своевременная –
бегство автомобилистов, особенно в случае летальных исходов, стало
нормой для современной России, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Подобные поступки парламентарий предложил наказывать «рублем» – штрафом
до 120 тысяч рублей, либо реальным тюремным сроком. Тема уже нашла
горячий отклик на Среднем Урале – совсем недавно здесь «всем миром»
искали убийцу девочки на черной Toyota Camry.
Законодательная
инициатива по ужесточению ответственности водителей транспортных
средств, намеренно покинувших место ДТП с пострадавшими по их вине, уже
вынесена на рассмотрение Госдумы. Ее автор – член комитета Госдумы по
транспорту, член фракции «Справедливая Россия» Александр Бурков
предлагает внести поправки в УК РФ, вернув ст. 265.1 «Оставление места
дорожно-транспортного происшествия». В случае если в ходе ДТП были
пострадавшие, а виновник аварии сознательно скрылся с места
происшествия, в отношении таких автомобилистов предлагается вменять
довольно жесткие санкции – начиная от денежного штрафа, заканчивая
реальным сроком лишения свободы.
В частности, одной из
предлагаемых Александром Бурковым санкций является денежный штраф в
размере до ста двадцати тысяч рублей. Заменить эту сумму может штраф в
размере заработной платы, выплаченной правонарушителю в течение одного
года. Кроме того, виновника ДТП со смертельным исходом предлагается
карать лишением свободы на срок до одного года с лишением права
управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
При этом срок реального заключения под стражу может быть увеличен до
двух лет, а лишение прав – на срок до трех лет в случае, если
пострадавшим в ДТП являлся несовершеннолетний ребенок.
Как
отмечает корреспондент «Нового Региона», поводом для разработки и
внедрения такой законодательной нормы послужили резко возросшие
показатели федеральной и уральской статистики по количеству ДТП. При
этом речь идет о тех авариях, после которых виновники скрывались с места
преступления – чаще всего, сбив пешехода. Совсем недавно один из таких
случаев получил широкий общественный резонанс в Свердловской области.
Речь идет о водителе черной Toyota Camry Артеме Маханеке, активное
участие в розыске которого наряду с милицией приняло
интернет-сообщество. Сразу после этого «Новый Регион» объявил
всероссийский сбор подписей за ужесточение наказания для водителей,
сбегающих с места смертельных ДТП, причем эту инициативу поддержали
силовики, общественники и законодатели.
Артема Маханека,
сбившего в Екатеринбурге девятилетнюю школьницу Настю Шершневу и
скрывшегося с места событий, искали почти неделю. Госавтоинспекцией были
предприняты беспрецедентные меры – начиная от тотальной сверки номеров
машин этой марки и цвета, заканчивая поисками с вертолета. Лихач был
отдан под суд и первоначально вынесенный приговор – 3 года лишения
свободы, показался прокуратуре чрезмерно мягким, он был опротестован. В
итоге наказание сбежавшему автомобилисту было увеличено еще на полтора
года. Сам Маханек в интервью журналистам признал свою вину лишь в том,
что покинул место ДТП. И именно за это никакого наказания он как раз не
понес.
На этот счет Александр Бурков указывает, что «дело
Маханека» – лишь одна из тысяч трагедий, ежегодно происходящих на
территории России, и Свердловской области, в частности. «В прошлом году в
стране произошло свыше 10 000 ДТП, совершенных «неустановленными»
транспортными средствами. От рук «безымянных» убийц погибло 900 человек,
и еще столько же было ранено. По этому году нам еще только предстоит
«подбить» статистику», – заявил «Новому Региону» парламентарий. Он также
добавляет, что виновников ДТП, ответственных за гибель или вред
здоровью пострадавших, а затем скрывшихся с места происшествия, удается
найти лишь в половине случаев.
«Отсутствие в Уголовном кодексе
статьи за оставление места ДТП при наличии пострадавших, фактически
развязало руки виновникам. Какой смысл дожидаться сотрудников ГАИ и
гарантировано получать срок за сбитого пешехода, если можно просто
уехать, а там еще большой вопрос, поймают или нет? Да если и поймают –
больше за то, что скрылся, не дадут. Поучается – терять-то нечего.
Маханек – яркий пример этому, – указывает Александр Бурков. – Я уверен,
что меня поддержат многие. Никакими словами не передать горечь людей,
потерявших своих близких под колесами лихачей, которым потом даже в
глаза потом не посмотришь, потому что они скрылись без следа.
Преступник, сбежавший с места, где убил или покалечил человека, должен
быть за это наказан, причем подчеркнуто жёстко. Более того, особым
пунктом я предлагаю выделить пункт об усилении ответственности, если в
ДТП пострадали дети. Это – справедливо!».
Справка «Нового
Региона»:
До 1997 года УК РФ предусматривал для водителей,
нарушивших правила дорожного движения, и сбивших пешехода насмерть,
максимальное наказание в виде лишения свободы до 10 лет. В настоящее
время этот срок сокращен вдвое. До 2003 года, по статье 265 УК РФ
«Оставление места дорожно-транспортного происшествия» можно было в
дополнение к сроку получить три года дополнительно, а сейчас такой
статьи в УК РФ вообще нет.
Современный Уголовный кодекс позволяет
привлекать к ответственности водителя, оставившего место
дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, по
совокупности ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств» и 125 «Оставление в опасности». Однако
правоохранительные органы указанной возможностью не пользуются. Вызвано
это тем, что доказать состав преступления по этим статьям практически
невозможно.
Уголовные законодательства европейских государств,
таких, как Германия (ст. 142 УК ФРГ), Испания (ч. 2, ст. 382 УК Испании)
и др., предусматривают уголовную ответственность за оставление места
ДТП. Аналогичные требования содержит Европейская конвенция о наказаниях
за дорожно-транспортные преступления.