25 февраля 200 сотрудников челябинской компании "Южуралкондитер" собрались у своей проходной, чтобы публично высказать свое мнение о ситуации, которую они сами называют социальным взрывом.
В свою острую фазу она вошла в конце 2009-го, когда люди вдруг не получили так называемую тринадцатую зарплату. В коллективном договоре эта премия называется иначе - "вознаграждение по итогам года". Ее сумма не регламентирована, и зависит от нескольких факторов, в том числе, от финансовых результатов за истекший период, и, как правило, близка к окладу. Не получив ее ни перед новым годом, ни в январе, ни в феврале, коллектив собрался и официально выдвинул требования руководству: выполняйте коллективный договор. И соблюдайте закон, который требует индексировать заработную плату.
Впрочем, руководство, что находится в Челябинске, решать такие вопросы неправомочно, и сотрудники это отлично знают. Не знают они толком лишь то, кто сейчас владеет предприятием. Известно, что оно входит в холдинг "Объединенные кондитеры", чьи акции по состоянию на 2008 год принадлежали группе "Гута" и частично — правительству Москвы. На самой фабрике упорно ходят слухи, что одной из хозяек дела является Елена Батурина. Но как бы то ни было, все это — настолько далеко и несопоставимо с челябинскими "южуралкондитерскими" реалиями, что пытаться достучаться до москвичей здесь уже и не мечтают.
Все предыдущие попытки добиться справедливости проваливалились. После собрания в феврале 2010 года представители владельцев попросили коллектив немного подождать. А когда пришел срок выполнять обещания, сменили директора. Новый руководитель объяснил, что для решения внутренних проблем ему необходимо время. И снова началось ожидание. В июле к зарплате стали начислять крохи — кому 800 рублей, кому 1000, кому 2000. И то — не всем. Лишь работникам производства, и только тем, кто отработал месяц, не будучи ни дня на больничном, в отгуле, в отпуске и так далее.
Впрочем, без отпусков и отгулов здесь работать привыкли. Даже без выходных. Чтобы получить 13-14 тысяч, люди работают на "Южуралкондитере" 12-часов, выходят на конвейер и в субботы, и в воскресенья.
- Ни лета, ни осени мы не видели. На улице жара под 40 градусов, а мы в цехе - с утра и до позднего вечера. Продукты приходилось покупать в дорогих супермаркетах, которые работают круглосуточно, потому как ехать на рынок или искать где подешевле, просто не было времени. Так зарплата и уходит - на еду, да на коммуналку, - рассказывает одна из сотрудниц.
Почему же не индексируются оклады, почему не дают ежегодную премию? Может, дела у фабрики идут из рук вон плохо? Вроде, нет. Официальная информация такова: чистая прибыль ОАО "Южуралкондитер" по итогам I квартала 2010 года выросла на 115,5% и достигла 44 млн. 144 тыс. рублей, об этом сообщается в материалах предприятия. Кварталом ранее кондитеры заработали 23 млн. 660 тыс. рублей. Рост прибыли объясняется изменением спроса на кондитерские изделия.
То есть, доходы растут, а заработная плата на том же уровне. Терпение народа лопнуло, когда в декабре прекратили начислять и ту мизерную прибавку, что выделяли с июля, а потом, в феврале, вместо зарплаты выдали крохи — по 3—4 тысячи, объяснив это долгими каникулами.
Во время пятничного пикета, которым люди пытались привлечь внимание властей, общества и своих хозяев к бедственной ситуации, из администрации к ним так никто и не вышел. Впрочем, наверное, стоит сказать спасибо за то, что, по крайней мере, никого из организаторов и участников акции не уволили.