Конец учебного года и начало вступительной «страды» — благодарнейшее время для разговоров на практически вечную тему отечественного образования вообще, его годности в частности. Надо отметить, что разнообразием эти разговоры не отличаются и не иначе как поэтому любая банальность, вроде необходимости дать шанс каждому выпускнику школы поступить в вуз, дискутируется в самых высоких властных коридорах.
Во вторник, 31 мая, вслед за Медведевым своим видением положения российского образования поделился и премьер-министр Владимир Путин. В ходе своего выступления на Всероссийском педагогическом съезде он коснулся вопросов о якобы планируемом переводе на платную основу практически всего школьного образования (заверил, что подобного не случится) и оплаты труда учителей (с 1 сентября 2011 года она будет повышена в среднем на 30%).
Вся базовая программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, география, химия, история, биология, физкультура и прочие, будет, как и прежде, преподаваться в рамках госстандартов за счет бюджета, заверил собравшихся Путин. «Это - одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать», - заявил он. По словам главы правительства, государство «должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести стопроцентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей».
Однако тема ЕГЭ, пожалуй, затмевает даже скандальную пугалку про платные уроки по основным предметам. Если тут все более-менее ясно (власть, движимая рефлексом самосохранения, не пойдет на столь чудовищно непопулярный и почти самоубийственный шаг (до выборов-то точно)), то ЕГЭ вполне реален, и проблемы, доставляемые им ученикам, родителям и педагогам, ощутимы. Путин признал, что система единого госэкзамена нуждается в совершенствовании, и счел необходимым усилить общественный контроль над проведением ЕГЭ. По его словам, процедуры ЕГЭ «не на 100% защищены от разного рода злоупотреблений», и «в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей правильна».
Ошибочно, однако, было бы думать, что Путин целиком и полностью встал на сторону противников Фурсенко. По мнению премьера, «плюсы от введения ЕГЭ очевидны и бесспорны». «Основная цель - двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества, как образования детей, так и работы самих педагогов, - сказал он. - А главное - мы значительно расширяем возможности способных детей из сельской местности, отдаленных территорий продолжить образование в лучших региональных и федеральных высших учебных заведениях». Глава правительства заявил, что система образования «должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру яркой, талантливой, инициативной молодежи». «Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие страны», - добавил он.
Кроме того, из уст Путина прозвучала любопытная сентенция: «Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. У нас на федеральном и региональном уровнях много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российской образование лучше и современнее - их мнение, позицию нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать».
Для непонятливых чиновников, которые, возможно, присутствовали в зале, Путин дал пояснение: нужно научиться «внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями». Как считает премьер, «мало совещаться с узким кругом «записных» экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна». Напомним, что инициатором обсуждения резонансных законов путем их размещения в Интернете является не кто иной, как президент России.
В своем комментарии для KM.RU член координационного совета Московского городского родительского собрания и глава Всероссийского Сообщества многодетных семей «МНОГО ДЕТОК – ХОРОШО!» Татьяна Боровикова отметила, что по части прислушивания к мнению родителей чиновники от образования хромают особенно...
- Очень трудно выстраивать диалог с властями. И можно по пальцам пересчитать те случаи, когда власти нас все же услышали, когда мы к ним обращались по совершенно вопиющим поводам, когда уже имело место широкое общественное недовольство, достигалась некая точка кипения. И вот когда совсем нельзя уже не отреагировать — чиновники начинают реагировать. Но достучаться бывает исключительно трудно. И бывает так, что мы просим просто прийти и рассказать о проблеме — ноль реакции. Сейчас вот с московским Департаментом образования дело дошло до того, что некоторые наши мамы просто были вынуждены начать судиться. Потому что привычные обращения просто игнорировались вчистую.
Лично я предпринимала попытки переговорить с Департаментом семейной и молодежной политики, но им удобнее создать свою карманную организацию, которая будет абсолютно подконтрольна и существовать лишь «для галочки». Организовать какие-то мероприятия, раздать слонов и не париться. Чиновники идут по пути наименьшего сопротивления. А многие чиновники, как мы можем судить, просто профнепригодны. Может быть, «сверху» это и не видно, но «снизу» более чем очевидно.
- А в принципе, лично вы, Татьяна Михайловна, готовы лично или всей Вашей организацией откликнуться на призыв Владимира Путина и поучаствовать в усовершенствовании того же ЕГЭ?
- Мы готовы принимать любое участие, но нас не подпустят к контролю за ЕГЭ. Эта система разработана не для того, чтобы ее работу контролировали внештатники. Даже если предположить, что будет создан некий «общественный совет по ЕГЭ» - в него посадят «своих» родителей. Тех же родителей, что смогут предложить какую-либо альтернативу и на порог не пустят. Поскольку реальная альтернатива ЕГЭ — это традиционные нормальные экзамены, которые предполагают общение и учет общего уровня ученика.
Ничто не может затмить преимущества классического образования с авторитетом учителя, преемственности жизненного опыта и мировоззрения. Посмотрите, как учил Ушинский, какие были учебники Киселева, по которым учились с начала XX века до 50-60-х годов, пока не начались первые эксперименты. Эти учебники не переведешь в ЕГЭ, и Ушинский вряд ли смог бы «натаскать» учащихся по этому тестированию.