В последней гонке чемпионата мира, который закончился в российском Ханты-Мансийске, украинские биатлонисты хлопнули дверью, завоевав вице-чемпионский титул. Вместе с сестрами Семеренко - Витой и Валей, а также Еленой Пидгрушной самая титулованная в нашей нынешней сборной Оксана Хвостенко завоевала свою пятую медаль планетарных форумов. Теперь в коллекции черниговской спортсменки три эстафетных серебра и две «личные» бронзы - в спринте и индивидуальной гонке шведского Эстерсунда-2008. Ответить на вопросы корреспондента «СЭ» Оксана Хвостенко согласилась с одним условием - ни слова о завершении карьеры.
ВОЛНОВАЛАСЬ, НО НЕ НЕРВНИЧАЛА
- С каким настроением проснулись утром в день эстафеты?
- С обычным, ничего особенного в своем состоянии не заметила. Сильно не переживала за старт, и никаких медальных предчувствий не было.
- В индивидуальной гонке вы уступили свое место Вите Семеренко. Валя отдала семейный должок, оставив вам четвертый этап эстафеты, или это было чисто тренерское решение?
- Все решали наставники. Никто из нас не ожидал такой перемены, тем не менее, слова тренеров не обсуждались.
- Как отреагировали на вердикт, что четвертый этап эстафеты доверяют вам?
- Его должен бежать подготовленный человек. Я немного переживала, потому что давно не бегала на заключительном этапе эстафеты. Волновалась и за стрельбу, поскольку погодные условия были не самые лучшие. Но сильно не нервничала.
- Дожидаясь своего выхода на трассу, следили за тем, как стреляют подруги по команде и соперницы?
- Хотела посмотреть, но тренеры не подпускали меня к большому экрану, сказав, чтобы готовилась и разминалась. Как девчонки шли по трассе, увидела уже, когда подходила в стартовый городок.
- На втором и третем этапе нашей сборной пришлось сражаться с белорусским квартетом. Это было приятной неожиданностью, ведь все-таки он послабее немецкого?
- Зато белорусские спортсменки стабильнее в стрельбе, подтянули в последнее время стрелковую подготовку. Никого из соперниц нельзя было ставить на задний план. Все сражались, все готовились к чемпионату мира как к главному старту сезона.
- На дистанцию вы пошли лидером. Это придало волнения или, наоборот, сил и уверенности?
- Мне хотелось справиться со своим этапом и не подвести девочек, ведь они отработали очень здорово. Я старалась на трассе сделать свою работу наилучшим образом. О медали не думала совершенно. В моих мыслях было одно - справиться со стрельбой. А о награде начала думать на последнем круге, стараясь убежать от немки Магдалены Нойнер.
- Наша команда отстрелялась точнее всех других. Это реальный показатель мастерства или с ветром повезло больше, чем соперницам?
- Сложно сказать. Все девушки имеют хорошую стрелковую подготовку. Может, на других стартах чего-то и не хватало для более успешного выступления, но именно в эстафете все сработали на сто процентов, без провалов. Поэтому и получился такой результат - серебряная медаль.
- Лично вам ветер не мешал или же вы смогли адаптироваться к погодным условиям?
- Поправку я не делала. Увидев, что ветер дует с одной стороны и не меняется, постаралась побыстрее отстреляться и уйти со стрельбища.
ВО ВРЕМЯ ГОНКИ ЧУВСТВА ПРИТУПЛЯЮТСЯ
- Как считаете, в этой эстафете вы продемонстрировали лучшую свою стрельбу в карьере - 52,7 секунды на десять точных выстрелов?
- Не могу сказать. Нужно поднимать статистику и сравнивать. Но, думаю, по скорости стрельбы самая быстрая гонка выдалась в Эстерсунде на чемпионате мира-2008. (После проверки протоколов слова Оксаны Хвостенко подтвердились: три года назад в эстафете ей понадобилось всего 47 секунд, чтобы закрыть все мишени на двух огневых рубежах. - Прим. И. Г.)
- Вы стреляли так быстро и так безупречно потому, что это был ваш единственный шанс оторваться от быстрой Магдалены Нойнер или просто хотели всем напомнить, что в снайперских состязаниях вам, пожалуй, равных нет?
- Я просто была уверена в стрельбе, поэтому не зацеливалась с каждым выстрелом. Была готова только нажать на спусковой крючок. Хорошо, что ветер не помешал мне.
- Сами не удивились такой скорострельности и точности?
- Я об этом не задумывалась. Работала так, как могла. А результаты увидела после финиша. Наверное, во время гонки чувства немного притупляются, поэтому скорострельности и не чувствуешь.
- Ждали от Нойнер на стойке того, что случилось в эстафете с ее коллегой по мужской сборной Михаэлем Грайсом, который заработал на «лежке» три круга штрафа?
- От такого никто не застрахован. Белоруски, например, допустили обидные ошибки на последнем огневом рубеже. Любая спортсменка могла не справиться со стрельбой. Но Магдалена, как никогда, подошла к чемпионату мира в очень хорошем функциональном состоянии, справляясь при этом и со стрельбой. Поэтому равных ей не было. После финиша, увидев результаты, подумала, ну взяла бы Нойнер на один запасной патрон больше. Но мы также могли это сделать. Это спорт. И результат уже не изменить.
- Как отреагировали на то, что Нойнер все-таки не стала уступать вам пальму первенства?
- Выигрывает сильнейший. Я не считаю, что Магдалена должна была уступить мне золото. У них в эстафете тоже четыре человека отдавали гонке все силы. Нойнер для команды сделала все, что могла. Поэтому к ней нет никаких претензий. Как спортсменка, она поступила абсолютно правильно. Я бы на ее месте тоже боролась до последнего.
- Был ли у вас шанс стать чемпионкой мира-2011 в эстафете?
- Такой шанс есть у каждого. Насколько он реальный, можно сказать уже только после финиша. Нас немножко не хватило.
- На чемпионате мира в Эстерсунде-2008 вы тоже уступили немкам, а на третьей ступени пьедестала почета тогда, как и сейчас, опять очутились француженки. Было ощущение дежавю на пьедестале почета в Ханты-Мансийске?
- Ничего подобного. Все было по-новому. Каждый год составы команд меняются. Может, это просто совпадение.
- Когда больше радовались серебру - в воскресенье, три года назад или в 2003-м, когда впервые поднялись на мировой подиум опять-таки в эстафете?
- Не знаю. Каждый раз чувства меня переполняют. Каждая медаль достается большим трудом и поэтому все они дороги.
ПРОСТИЛИ ОРГАНИЗАТОРАМ «ОПЛОШНОСТЬ»
- Имели ли вы право после бронзового успеха наших мужчин выступить хуже, чем они?
- Конечно, хочется равняться на лучшие результаты. Мы понимали, что у нас есть шанс. Хорошая стрельба и прохождения дистанции гарантировали нам медаль.
- Сергей Семенов сказал, что бронза Виты Семеренко в индивидуальной гонке воодушевила мужскую эстафету. Вдохновила ли бронза наших мужчин женский квартет?
- Конечно! Мы все поняли, что конкурентоспособны и можем бороться за медали. Поэтому на мужской эстафете не стали останавливаться, сражаясь до последнего старта.
- После соревнований вам закрадывалась хоть на секунду мысль о том, что можно было бы выиграть и золото?
- Мы обсуждали этот вопрос с девчонками. Но, как всегда, не хватает то выстрела, то скорости передвижения по трассе. Всегда есть «но» и подсчеты. Думаю, мы не одни такие. Наверное, каждый берет в руки результаты и просчитывает возможный исход гонки для себя.
- Тем не менее, вы довольны тем, как сложилась эстафета?
- Мы очень счастливы. Это чувство в последний день нас просто переполняло.
- Вы катались на оленях в 2007-м, финишировав второй в масс-старте в рамках этапа Кубка мира. Расстроились, что в этом году не удалось вместе с подругами по команде проехаться на санях с ветерком?
- Хотелось, конечно, покататься на оленях. Но они были уже на втором плане. Главное для нас было - серебро. Поэтому мы простили организаторам такую «оплошность». (Смеется).
- Чемпионат мира вы закончили такой блестящей гонкой. Эмоционально и физически у вас еще остались силы на заключительный этап Кубка мира в норвежском Холменколлене?
- Конечно, в эстафете мы отдали все силы. Но, думаю, на последний этап резерв в организме найдется. Постараемся еще хлопнуть дверью в этом сезоне.