Кончается год, юбилейный для двух великих, сложных, мучительных
романов. 70 лет назад в разных полушариях, на разных материках были
опубликованы «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, вольного
американца, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова, подневольного советского
писателя, который еле протащил свое детище в печать.
Американцам, собственно, было все равно. Испанцев роман касался куда
больше. Какое-то время после войны Хемингуэй был в Испании нон-грата,
а потом опять поехал на фиесту и на рыбалку. После перевели и роман.
Кажется, он появился у нас в СССР тогда же, когда и в Испании. В Испании
никто не ломал над ним копий и не проливал слез. Испанцы строили свою
послефранкистскую демократию, и им было не до литературы. Зато у нас
«Тихий Дон» имел бурную судьбу. И до сих пор эти волны не улеглись,
и одна половина интеллигентов с жаром доказывает другой, что не мог
Шолохов это написать, потому что не укладывается ни у кого в голове, как
можно написать и «Тихий Дон», и «Поднятую целину». Мы же до сих пор
обливаемся слезами над шолоховским вымыслом, почерпнутым из горькой
правды о том, как большевики таки попили водицы пыльным шеломом из Дона.
Два романа, две гражданские войны, две страны, два очень разных
финала и для стран, и для писателей. Почему? За что? Я окончательно
поняла, почему и за что, когда увидела Крест в Долине павших. Он
свидетельствовал не о примирении, не о христианской терпимости, а о
тотальной победе одной из сторон и ошеломляющем, тотальном подавлении
другой. Крест попирал землю и пронзал облака, и было понятно, что это
военный монумент, символизирующий холодное торжество победителей
и незыблемость этой победы. И пусть рядом находятся кладбища
и фалангистов, и коммунистов — это не меняет дело. Испания в романе
Хемингуэя предстает очень левой, анархической, неукротимой. Все это
давили и укрощали в ней тридцать лет подряд, и она стала Меккой
для туристов, а неукротимость теперь — для корриды, по праздникам.
„
После смерти Франко фалангистам хватило ума не мешать молодому
королю спустить все на тормозах, к демократии. У красных тормозов не
было ”
И в «По ком звонит колокол», и в «Тихом Доне» война идет на взаимное
уничтожение, злобно, жестоко, остервенело, но нет в Испании между
интербригадовцами, партизанами и фалангистами такого Григория Мелехова,
как в «Тихом Доне», которого мутило бы от крови и жестокости, который
бы сомневался, колебался, переходил на другую сторону баррикад.
У Хемингуэя республиканцы типа Пабло бьют фалангистов цепями, колют
серпами и бросают с обрыва в реку, а фалангисты расстреливают и насилуют
республиканцев и республиканок. Но жестокость фалангистов на градус
выше, они убивают не только военных. Мать Марии расстреливают за то, что
муж ее — мэр. Марию коллективно насилуют и бросают в тюрьму за то, что
она — дочь мэра. Республиканцы жестоки, но даже Пабло не пришло
в голову сбрасывать с обрыва семьи фашистов. У Шолохова все наоборот:
красные превосходят белых беспощадностью, они, в отличие от казаков,
убивают стариков-заложников только за их коней, скот и землю, как отца
Натальи, старого Коршунова. Митька, застреливший беззащитную семью,
для казаков — кат, у белых такие — исключение, а у красных — правило.
Фалангисты отстаивали устои, монархию и церковь, и после смерти
Франко им хватило ума не мешать молодому королю спустить все
на тормозах, к демократии. У красных тормозов не было… Поэтому Шолохова
довели и до «Поднятой целины», и до требования расстрелять Даниэля
и Синявского, а Дон стал тихим и ручным. Кто кого задавит — вот закон
гражданской войны, и горе тому, над кем склонятся комиссары в пыльных
шлемах.