После прошлогоднего скандала с Пикалево власти Ленобласти озаботились будущим моногородов в регионе. Власти пытаются найти стратегических инвесторов для заводов, оказавшихся на грани банкротства, и заручиться поддержкой федерального центра. И хотя ни то, ни другое, по их словам, пока не удается, областные чиновники уверяют, что ситуация под контролем и массовое увольнение рабочим не грозит.
После того, как властям Ленобласти в прошлом году удалось с помощью премьера "разрулить" ситуацию в Пикалево, новыми больными точками региона стали моногорода Волхов и Сланцы, где на грани банкротства оказались сразу несколько заводов. На сей раз власти региона оказались подготовлены к возможному форс-мажору. По словам вице-губернатора Ленобласти, главы комитета экономического развития и инвестиций Григорий Дваса, альтернативные рабочие места в регионе есть, и "коллапса" не предвидится.
FN: На создание инфраструктуры новых производств Пикалево было выделено 600 млн. рублей из федерального бюджета. Обращалось ли правительство Ленобласти в правительство РФ за дополнительными средствами для Волхова и Сланцев, чтобы не допустить повторения ситуации с Пикалево?
- Пикалево – это не ругательное слово. Минрегион наблюдает чуть больше 440 моногородов в стране. В прошлом году был составлен узкий список из 271 города, которым в первую очередь требуется поддержка из федерального центра. Туда попало Пикалево, но это произошло исключительно благодаря всей этой истории с перекрытием дороги. Формально, если судить по параметрам социально-экономического развития, то оно не должно было попасть в этот список. И в этом смысле надо понимать объективно, что ситуация в Пикалево не ужасная и не такая и напряженная, как во многих других моногородах России. На самом деле пикалевцы даже обижаются, когда их родной город используют как нарицательное слово. Второго Пикалево не будет, потому что не будет перекрытия трасс и прилета премьера.
Напомним, градообразующий завод "Метахим" в Волхове оказался в сложной ситуации после отказа холдинга "ФосАгро" поставлять апатитовый концентрат. По словам Дваса, ситуация стабилизировалась - завод нашел постоянных поставщиков сырья из-за границы.
FN: Была информация, что завод нашел поставщиков из Казахстана и Марокко.
- Нет, не из Казахстана и не из Марокко. Не уверен, что эта информация не содержит коммерческой тайны, поэтому больше ничего сказать не могу. Насколько я знаю, соглашение уже подписано, правда речь идет не о поставках, которые могут начаться уже завтра. Требуется определенный период для того, чтобы организовать схему по добыче поставок сырья.
Другой моногород Ленобласти – Сланцы - "прославился" тем, что там сразу два завода оказались в критической ситуации. Областные власти беспокоит отношение собственников к своим предприятиям. По мнению Григория Дваса, топ-менеджмент "Завода "Сланцы" и завода "Ленинградсланец" (в числе последнего - Росимущество) в обоих случаях может довести предприятия до банкротства. Впрочем, судьба пикалевского кризиса городу не грозит, уверяют чиновники - если инвесторы не найдутся и заводы встанут, рабочие смогут устроиться на другие предприятия. Но при таком сценарии государство рискует потерять уникальные стратегические активы.
- В нынешних условиях мы не так остро воспринимаем потенциальное банкротство этих двух предприятий – "Завода "Сланцы" и завода "Ленинградсланец" (шахта по добыче сланца – ред.), потому что сегодня есть возможность трудоустройства на двух цементных заводах, у нас разработан план по созданию новых рабочих мест на других площадках. Успешно развиваются цементные проекты. "Хайдельберг цемент" модернизирует производство и ОАО "Цемент" достаточно хорошими темпами завершает подготовку к запуску завода.
С другой стороны, я не вижу ни целей, ни желания участников процесса – ни "Реновы", которая является одним из собственников завода "Ленинградсланец". Вроде как она владеет блокирующим пакетом акций и должна быть заинтересована в приобретении контрольного пакета завода, перерабатывающего сланец. Это было бы эффективным, но "Ренова" демонстрирует какое-то безразличие и не только не приобретает контрольный пакет акций завода, но и, как мне кажется, ведет дело к банкротству "Ленинградсланца".
Непонятна и позиция Росимущества, которое не выполняет, по сути, обязательства собственника по отношению к заводу и также не хочет приобретать контрольный пакет, что в результате может закончиться банкротством предприятия. Они могли бы найти совместный выход из кризисной ситуации, но этого не делается. Мне сложно себе представить, что такой достаточно интересный актив, как добыча и переработка сланца может оказаться вообще потерянной. С нашей точки зрения, это непростительная глупость и ошибка. Поэтому мы подготовили письмо за подписью губернатора на имя председателя правительства с изложением этой позиции.
FN: О чем идет речь в этом письме? Вы просите о помощи в поисках инвестора или финансовой поддержке из центра?
- Мы не предлагаем никаких конфликтных вещей. Мы просто обращаем внимание на проблему, которая носит не только региональный характер. Опять-таки мы подчеркиваем, что речи не идет о том, что банкротство предприятий приведет к социальному обострению. При том, что мы допускаем такое развитие ситуации, мы не воспринимаем это как коллапс, но с точки зрения государства в целом потерять эти активы - это неправильно.
FN: Была информация, что Валерий Сердюков обращался к Владимиру Путину с просьбой помочь найти инвестора для "Завода "Сланцы", потому что аукцион по продаже госпакета акций (41,75 % завода владеет Роимущество) несколько раз срывался из-за отсутствия покупателей. Какая-то реакция была?
- Нам просто подтвердили, что аукционы не состоялись, потому что никто не проявил интерес. Это мы и так знаем.