Корпорация Facebook призналась в том, что нанимала фирму по связям с общественностью, чтобы выявить недостатки в работе Google, касающиеся соблюдения прав пользователей на частную жизнь.
При этом администрация социальной сети отрицает, что намеревалась провести клеветническую кампанию против веб-корпорации.
Оказавшись в эпицентре серии скандалов на ту же тему, Facebook, вероятно, решила прибегнуть к древнему пропагандистскому методу — показать, что у других ещё хуже. Для этого Burson-Marsteller попросили проверить службу Google Social Circles (Google Social Search).
Пиарщики связались с рядом журналистов и экспертов в области конфиденциальности, не раскрывая, впрочем, данных о своём клиенте. «Мы поручили третьим лицам проверить, как люди относятся к сбору и использованию данных своих учётных записей Facebook и других сервисов на Google Social Circles, — невинно поясняет пресс-релиз. — Facebook не одобряет применение или сбор информации для этой цели».
О разведке боем стало известно благодаря эксперту Кристоферу Согояну, у которого Burson-Marsteller 3 мая поинтересовалась, не хочет ли он тиснуть статейку о проблемах Google Social Circles с защитой права на частную жизнь. «Поразило то, что в электронном письме меня просили не хвалить, а критиковать, — отмечает аналитик. — И ещё там говорилось, что если у меня нет на это времени, то они сами всё напишут и отправят от моего имени в Huffington Post или Hill».
Burson-Marsteller обратилась, что называется, не по адресу. Г-н Согоян получил известность, выступая против нарушений закона со стороны и Facebook, и Google в равной мере. Так что он разместил электронное письмо в Сети, которое в итоге попало на страницы USA Today. Это и вынудило Facebook признаться.
Эта история убеждает в том, что соперничество на рынке социальных сетей вступает в новую фазу, когда в ход пойдут самые грязные приёмы, если уж Facebook — крупнейшая социальная сеть мира (более полумиллиарда пользователей) — обращает внимание на мало кому известную Google Social Circles. Кроме того, всё чётче вырисовывается самое слабое место интернет-компаний, вынужденных иметь дело с огромным количеством информации о пользователях, в состав которой входят, между прочим, номера кредитных карт и сертификатов социального страхования.
Надо отметить, что интернет-бизнес, даже если он не связан с социальными сетями, зачастую основан на доверии пользователей. Это доверие помогло Google построить империю с рыночной стоимостью $172 млрд, в то время как Facebook оценивается частными инвесторами более чем в $70 млрд. Любой взлом, любая утечка данных способны обернуться грандиозным скандалом, ведь это касается интересов сотен миллионов человек.
Нельзя не обратить внимание и на то, что администрация Facebook первой нарушила доверие своих пользователей. Поначалу то, что появлялось на «Фейсбуке», на «Фейсбуке» и оставалось, и это правило считалось нерушимым. Затем аппетиты Марка Цукерберга выросли (см. также здесь), и пользовательская информация просочилась в поисковые системы. По мнению аналитиков, если Google что-то раскапывает, она делает это совершенно законным образом. Поэтому вся эта кампания выглядит довольно странно: если кому-то надо узнать, как Facebook-данные попадают к третьим лицам, в первую очередь хорошо бы спросить администрацию социальной сети. Получается, что Facebook подобными инициативами роет яму сама себе: попытка вскрыть недостатки других оборачивается лишь демонстрацией собственной нечестности.