Меня, наверное, скоро передергивать начнет от слов «мы расширим аудиторию проекта»,
потому что, как правило, это свидетельствует о приближающемся сливе
удачного френчайза с удачной концепцией, даже если проект, призванный
расширить аудиторию, сам по себе оказывается неплохим. Вот и поговорим о
том, во что вылилось расширение аудитории серии Dragon Age.
Вообще говоря, изменения во второй части вышли довольно странными. Вот, к примеру, стилизация. Было у Origins
несколько досадных промахов в этом отношении. Например, не самая
удачное изображение некоторых видов оружия. Несколько фанатских модов во
многом улучшили этот момент, и логично было бы предположить, что вторая
игра учтет этот опыт. Ничуть не бывало: некоторые мечи выглядят еще
топорнее (уж простите за каламбур), а самые ужасные образцы остались
прежними.
Dragon Age 2. Человек-мясорубка.
Но во многих моментах игра сделала очень крутой вираж в плане
стилизации. Особенно круто поиздевались над кунари, прилепив им рога
(вот нафига это было делать?). Эльфов тоже вниманием не обошли, добавив
им еще больше дистрофичности в телосложении и «аватарности» в лицах.
Это все, кстати, сдвигает визуальную стилистику в направлении, более
характерном для традиционного фэнтези. То есть в мир пафоса, обилия
волшебных существ, мифических монстров и т.д. В Origins
все-таки пафоса было куда меньше, в том числе и в изображении
персонажей. Как-то ближе она была к реальности, играла контрастами,
соединяя волшебную сущность и будничную внешность. Кто, к примеру, мог
узнать Флемет в шизоидного вида бабке, одетой в лохмотья? Зато теперь за
километр видно: идет ведьма пустошей. Или нет – Ведьма Пустошей, так
лаконичнее. Игре словно навели более яркий макияж, сделав ее элементы
более очевидными и демонстративными.
Зато вот в сюжете пафоса больше в Origins. Ведь по сути это очередная история о спасении мира. Пусть хорошо рассказанная, но все-таки. В DA2
все события имеют меньший масштаб, но при этом она делает больший
акцент на общении, выборе, диалогах и т.д., добавляя больше социальных
элементов.
Dragon Age Origins. Перед посвящением.
Собственно, сюжет это главный повод играть в DA2 даже тем, кто относится к ярым сторонникам Origins.
Во-первых, сюжет второй части, пусть и не имеет какого-то четкого
стержня, зато пестрит разнообразными встречами, моментами, квестами, и в
целом довольно интересен. Во-вторых, те, кому хочется услышать
что-нибудь о персонажах первой части, будут регулярно получать такие
возможности. Странно, что некоторые ожидали от игры с совершенно другим
главным героем сюжетного и непосредственного продолжения первой части. В
конце концов, никто не заявлял Dragon Age как, скажем,
трилогию о приключениях героя Ферелдена. Так что для удовлетворения
любопытства фанов такого «эха» первой части вполне достаточно. Более же
серьезные сюжетные ветки наверняка уйдут в сиквел, если таковой
предвидится.
Чем в равной степени могут похвастаться обе части, так это игровым миром, который специалисты BioWare
продолжают создавать во всех подробностях, придумывая для него историю и
наполняя легендами и мифами. Непростые политические отношения между
различными народами отлично дополняют структуру игры, ориентированную на
социальные взаимоотношения.
С боевкой все менее очевидно, чем кажется на первый взгляд. Все-таки принцип боя существенно поменялся только на консолях. РС-геймеры
получили все ту же тактическую паузу, возможность управлять каждым
персонажем и полный набор функций боя из первой части. Плюс это все было
дополнено увеличившейся динамикой сражений. Пропал изометрический вид, и
это обидно, поскольку в тесных коридорах, в толпе народа далеко не
всегда удается получить нужный обзор. Боевые возможности все-таки
пострадали, но это уже больше связано с уменьшившимся количеством
навыков и их комбинаций.
Dragon Age 2. Плосконосые эльфы.
Основной же проблемой для боя стал его внешний вид. Анимация движений
персонажей в бою, анимация смерти врагов – все это кажется чьей-то
очень глупой шуткой. Единственное преимущество – улучшившаяся ragdoll
модель, которая показывает себя в тех случаях, когда ваш враг после
смерти не превращается в дурацкую кучу ливера, а падает, сраженный
последней атакой (где, черт возьми, эффектные добивания из Origins?!).
Если в первой части можно было видеть скованность движений персонажей
доспехами и чувствовать тяжесть оружия, то теперь приходится
довольствоваться обезьяньими прыжками с соломенными дубинами.
Вторая часть лишила игроков полноценной настройки экипировки отряда
из-за особенностей одевания спутников. Громкие слова о том, что RPG
это, прежде всего сюжет и диалоги, конечно, хорошо звучат, но да, лично
мне нужна была возможность настройки персонажей не только при помощи
выбора навыков, но и при помощи экипировки. Для меня (и не думаю, что я
тут такой один) это не менее важная часть игрового процесса, чем
диалоги.
Есть и еще один момент, который ставит DA2 на ступень ниже – позиция по отношению к фанатскому контенту. Origins
была в этом отношении открыта для любительского творчества, что
привнесло в игру немало интересных вещей и даже дополнительных квестов и
кампаний. В DA2 такого, по всей видимости, не будет, а весь доп. контент, обильным наличием которого отличаются все последние работы BioWare, будет создаваться в стенах студии-разработчика.
Dragon Age Origins. В гостях у банна.
Получили мы эдакий перевертыш, который по воле каких-то негодяев,
вместо того чтобы улучшить удачные, хорошо работающие и вызывающие
положительные эмоции элементы, заменил их на что-то, слепленное
впопыхах. Причин такого результата несколько, и ни одна из них не
является оправданием тем, кто создавал и выпускал игру.
Во-первых это спешка, которая чувствуется во всем, в том числе и в
конечном качестве игры, пестрящей техническими огрехами. Все-таки пять
лет и полтора года это время несравнимое, и результат получился
соответствующий. Во-вторых, это грешная тяга «расширить аудиторию».
Делать в рамках специфического тайтла игру, которая понравится массе,
это заведомо гиблая затея. В результате они не расширили, а просто
сменили аудиторию, проигнорировав интересы фанатов первой части. Странно
при таком раскладе теперь вспоминать разговоры представителей BioWare о том, что им важно мнение фанатов, потому что именно на него они и ориентируются в своей работе. Под каблуком ЕА, сделавшей свой «добрый» вклад в текущую ситуацию, можно разве что вертеться, но никак не на что-то там ориентироваться.
Dragon Age 2. Беспощадно отправлен в полет.
Не зря Булгаков (а именно к нему отсылает название статьи) в свое
время указывал на то, что даже светлая голова и исключительный талант не
может сделать из объекта что-то, чем он не может и не должен являться,
не получив при этом чего-нибудь неприятного и не испортив себе
репутацию. Из олд-скула не делают что-нибудь «массовое и современное». А
если делают, то получается Dragon Age 2. Остается надеяться, что BioWare,
как и профессор Преображенский, поймет последствия этого
неестественного эксперимента, возьмется за скальпель и в следующий раз
вернет все назад.