Игра Spore, несомненно, стала одним из самых амбициозных интерактивных произведений Уилла Райта. Дошло до того, что в преддверии релиза против нее ополчились креационисты, а сами разработчики выпустили на отдельном диске редактор существ, чтобы к моменту выхода виртуальная галактика была заселена как можно плотнее. Напомним, что речь идет об игре, в которой нужно было пройти весь нелегкий эволюционный путь от простейшего организма до властелина пангалактической империи, встречая по пути другие цивилизации. Идеологический провал проекта (Electronic Arts, очевидно, планировали бомбу уровня The Sims, но игра довольно быстро надоедала, и после одного аддона дело заглохло) позволил сделать важный вывод. При помощи сборника из пяти элементарных мини-игр (на разных этапах развития игра прикидывалась то RPG, то стратегией в реальном времени) можно демонстрировать школьникам теорию Дарвина, но интерактивная метафора эволюции сама по себе никому не интересна — большинство игроков проводили серию экспериментов с редактором существ, после чего, разочарованные, бросали Spore. Пять интерактивных безделушек не складывались в интересную игру — они были слишком легкими и слабо связанными друг с другом. Нужен был более четко оформленный геймплей, но тут Уилл Райт, вместо ожидаемой работы над ошибками, махнул на видеоигры рукой и удалился разрабатывать новые технологии для телевидения.
Оставленные им штатные разработчики Maxis поначалу немного растерялись, а потом придумали, казалось бы, беспроигрышный вариант: совместить безусловно инновационный редактор диковинных зверушек с Diablo-механикой, предусмотрительно заменив экипировку и лут на рога и копыта. Но тут произошло неприятное совпадение: прикрутив к игре проверенную геймплейную основу, авторы случайно вырезали из нее все оригинальные идеи, а собственных у них почему-то не оказалось — видимо, Уилл Райт унес их с собой в чемодане.
В сухом остатке вышло то, чего все и опасались: Diablo c перламутровыми пуговицами. Начнем с того, что создать героя с нуля в Darkspore нельзя — всю игру вы оперируете набором заранее сгенерированных монстров. Всего их около сотни (новые чудища открываются постепенно), у каждого — выписанная разработчиками биография (весьма «актуальная» в свете практически полного отсутствия сюжета), уникальный облик и набор полезных навыков. Редактировать героев, конечно же, разрешено — отрастить шипы или приделать пару лишних, чтобы убивалось быстрее и веселее, но до тонких настроек вроде кривизны позвоночника и длины шеи дело не дойдет.