Как же хочется прямо сейчас сесть за руль DeLorean, вернуться назад в прошлое, в 1989-й, и изменить там что-нибудь в пространственно-временном континууме, чтобы через год с актером Майклом Джей Фоксом на съемках третьей части Back to the Future не случился несчастный случай, спровоцировавший болезнь Паркинсона, а режиссер Роберт Земекис потом еще лет десять снимал продолжения этого фильма. Ну и, конечно, чтобы в 1990-м не разбился Виктор Цой… А еще лучше вовсе остановить ход времени и навсегда остаться тем наивным подростком, который в ближайшем видеосалоне в перерывах между «Томом и Джерри» и «Коммандо» смотрит первую часть Back to the Future и верит в собственное счастливое будущее…
Но это чудо не случится даже в новогоднюю ночь. В суровом настоящем Земекис вообще редко что-либо снимает, Майкл Джей Фокс разбит болезнью и появляется на экранах в эпизодах второстепенных сериалов, а автор этих строк давно не наивный подросток, а помятый жизнью дядька в кризисе среднего возраста. Ну а Виктор Цой всегда в наших сердцах…
Слабым, но все же утешением может служить тот факт, что в 2004 году в США из бывших сотрудников LucasArts образовалась студия Telltale Games, которая через двадцать лет после выхода третьей части «Назад в будущее» все-таки сделала четвертую — правда, в привычном для себя формате эпизодического квеста.
Назад в прошлое
Часть средств от продажи игры идет в фонд Майкла Джей Фокса, который помогает страдающим болезнью Паркинсона.
Для тех, кто по каким-то невероятным причинам до сих пор не понимает, о чем мы тут, поясняем: Back to the Future («Назад в будущее») — это культовая трилогия Роберта Земекиса, снимавшаяся с 1985 по 1990 год. Там американский подросток Марти Макфлай (его играл Майкл Джей Фокс) и гениальный ученый Эммет Браун по кличке Док (Кристофер Ллойд) путешествуют на машине времени, сделанной из спортивной модели DeLorean DMC-12, попадают в разные эпохи и постоянно что-то меняют в пространственно-временном континууме, чтобы выпутаться из самых невероятных ситуаций.
Огромная популярность объясняется прежде всего шикарным сценарием авторства Земекиса и Боба Гейла: мало где вы увидите столько увлекательных приключений на сантиметр кинопленки. Своими действиями герои создают альтернативные реальности: в них Марти приходится знакомить друг с другом собственных родителей, спасать своих будущих детей от тюрьмы, танцевать лунную походку перед ковбоями и постоянно решать задачи в духе «отправиться в прошлое, чтобы помешать человеку из будущего изменить настоящее».
А еще это было очень светлое приключение с отличным юмором («Меня зовут Клинт Иствуд!» — помните?), крылатыми фразами («Никто не смеет называть меня цыпленком!»), доброй иронией и сквозившей в каждом кадре уверенностью, что все в итоге будет хорошо. Это кино очень удачно зафиксировало дух и образ 1980-х, став для многих не только первым увиденным в жизни голливудским фильмом, синонимом настоящего кинопутешествия, но и символом тех немного наивных, но бесконечно приятных лет.
Анонс приключенческого сериала Back to the Future от Telltale Games стал приятной неожиданностью: по этой вселенной давно уже не делали ничего официального, и уж тем более с привлечением самого Боба Гейла (он консультировал авторов) и Кристофера Ллойда, который самолично озвучивал Дока. Учитывая репутацию авторов сериалов Sam & Max и Tales of the Monkey Island, сразу стало ясно: мы наконец-то получим приличную игру по мотивам любимого фильма. В девяностых выходила одноименная изометрическая аркада, были и другие, казуальные, как бы мы сказали сейчас, поделки по мотивам, но все это не отличалось особым качеством.
Кино на диване
Другие игры в похожих ситуациях включают секундомер, а тут герои могут пребывать в таком положении бесконечно.
Back to the Future: Episode 1 — It's About Time в целом подтверждает ожидания. Перед нами не столько игра, сколько интерактивный фильм, четвертая часть «Назад в будущее». История начинается после финальных событий третьей. Марти вернулся в восьмидесятые, в настоящую реальность. Док остался в прериях Дикого Запада со своей женой Кларой, а DeLorean вроде была уничтожена поездом.
И вот однажды Марти снится страшный сон (опять?) с Эмметом в главной роли, и в тот же день он узнает о том, что дом и лабораторию «пропавшего без вести» Дока выставляют на распродажу. Пытаясь спасти документы ученого, Макфлай идет в лабораторию и вскоре становится свидетелем, как прямо перед ним в воздухе материализуется машина времени. Внутри оказалось послание от Дока, который снова попал в какие-то неприятности в прошлом. И теперь Марти предстоит прокатиться в 30-е годы прошлого века, в эпоху джаза, Великой депрессии, сухого закона и чикагской мафии…
Во всем этом чувствуется дух и стиль оригинала. Звучит та же узнаваемая музыка, нарисованные герои очень похожи на актеров, игравших в фильме, они прекрасно озвучены и сохранили все фирменные черты: Марти все тот же немного наивный, но добрый, смышленый и ловкий тинейджер, который искренне изумляется очередным фокусам Эммета. Док все так же тараторит какие-то безумные формулы, что-то рассчитывает и крутит глазами.
На месте многие старые знакомые — собака по кличке Эйнштейн, отец Марти, малоприятный Бифф Таннет и даже знаменитая электрогитара с огромным, до потолка усилителем. Новички отлично дополняют эту картину. Чего стоит одна только Эдна Стрикленд, представленная в двух версиях: в прошлом это молодая въедливая журналистка, возглавляющая местное общество трезвости, в настоящем — бодрая и строгая старушка, которая весь день сидит перед окном с биноклем и мегафоном и следит за порядком на улицах.
Старушка с мегафоном — один из лучших образов, придуманных сценаристами Telltale Games когда-либо.
Но главное — сам сценарий получился очень «гейловским», со всеми его фирменными временными завихрениями и невероятными ситуациями. Попав в 1931-й, Марти встречает своего дедушку — естественно, еще молодого, работающего на местного мафиози Кена Таннета. Потом Макфлай по поручению Дока общается с молодым… Эмметом Брауном, который еще ничего не знает о машине времени. Прокатиться на велосипеде с реактивным двигателем, напоить дам из общества трезвости виски и на ходу вызволить Дока из тюремного автомобиля — все это Марти успеет за пару часов.
Словом и делом
Все проблемы Марти решает смекалкой и силой слова. Общаясь с персонажами и подбирая нужные реплики, герой узнает важную информацию, договаривается о новом месте собраний общества трезвости, подсказывает молодому Эммету правильную формулу реактивной дрели, ставит палки в колеса местной алкогольной мафии. Самый интересный пазл в Episode 1 — It's About Time построен как нетривиальная диалоговая загадка: чтобы правильно смешать ингредиенты в лаборатории юного Дока, Марти должен внимательно слушать подсказки Эммета, который в этот момент… ругается со своим отцом и специально делает ударения на нужных словах. Каждый раз говорит он все быстрее, для отвода глаз придумывает новые синонимы для одних и тех же ингредиентов, а еще отец что-то орет и сбивает с толку.
На консолях такая порнография, может, смотрится и естественно, но на компьютерах размер иконок и настырность игровых сообщений явно режет глаз.
Периодически, конечно, нужно поднимать какие-то предметы и использовать их на активных точках: метнуть диск от колеса в лицо злодея, присоединить гитару к усилителю и т.п. Но и тут без выдумки не обошлось: особенно творчески Марти использует диктофон.
В целом It's About Time выглядит истинно телтейловским, фантазерским и увлекательным приключением, но как квест играется попроще, чем прошлые работы студии. Чувствуется, авторы хотели познакомить с игрой как можно более широкую аудиторию. Появилась подробная система подсказок, которые могут не просто дать наводку, а прямо рассказать, что и как нужно делать. И все бы ничего, но эти подсказки, напоминания и указания, подталкивая друг друга, вылезают на экран, на котором из-за огромных иконок и так места мало. В итоге обзор катастрофически затрудняется, а учитывая неожиданно поплохевшее управление (при передвижении Марти нередко отказывается слушаться ваших указаний), игра местами превращается в настоящую пытку — таких проблем у Telltale Games мы еще не видели.
* * *
Технические огрехи, конечно, не перевесят общие положительные впечатления от первого (из пяти запланированных) эпизода Back to the Future. Нас явно ждет отличное приключение в духе оригинальной трилогии. Настоящее путешествие в прошлое для тех, кто помнит и застал, и приятное открытие для тех, кому благодаря этому проекту еще предстоит оценить трилогию. И все же игра явно нуждается в полировке интерфейса и управления, да и нетривиальных пазлов хотелось бы побольше — как тут не вспомнить хотя бы мини-игры из Sam & Max.